В чем суть творческого процесса детей – Развитие ребенка

Если мы хотим, чтобы дети использовали процесс рисования в качестве эффективного инструмента самовыражения и самопознания, нам не следует учить их технике. Напротив, мы должны отучать их от нее. Ведь чем ниже уровень техники рисунка, тем больше ваш ребенок использует свою интуицию. Техника же блокирует интуицию! Как родителям нам необходимо избавить детей от багажа ненужных знаний и навыков, чтобы их творчество смогло свободно воспарить, расправив свои огромные крылья. Когда дети приступают к рисованию, нужно позволить им следовать велению своей интуиции. Свободные от правил, они смогут научиться рисовать с помощью внутренних ощущений и выражать свою уникальность.

Когда в какой-то момент возникнет необходимость в специальной технике, она разовьется спонтанно. Дети придумывают или открывают ее для себя сами. Важно понять, что детское мастерство развивается благодаря замысловатым требованиям их чувств, а не из эстетических понятий и концепций. Что бы дети ни рисовали, они делают это всем своим существом, их рисунки несут отражение аутентичности и великолепие их чистоты и наивности.

Каждый ребенок чувствует и воспринимает этот мир совершенно уникальным и неповторимым образом. Наравне с телом и умом растет и развивается его восприятие. Если дети рисуют свободно, естественным образом, мы можем завороженно наблюдать за эволюцией их восприятия мира. Например, непрерывно меняются их визуальные выражения ощущений человеческого тела (при условии, конечно, что детей не просят копировать или соблюдать определенные пропорции).

Так, в течение нескольких лет спонтанно «развивается» принцип изображения головы человека, эволюционируя от очень больших (превышающего размеры туловища) до относительно небольших размеров (примерно стандартной пропорции). Эволюции подвергается также изображение других частей тела. Пальцы, например, сначала изображаются как длинные линии, выходящие из круга. Через пару лет линии медленно сокращаются в размере и начинают напоминать настоящие пальцы.

Очень важно поощрять детей быть спонтанными и забыть о результатах, чтобы они могли свободно выражать различия и изменения в своем восприятия мира, о которых, на самом деле, совершенно не подозревают.

Меняется также и детское восприятие материального мира и окружающего пространства. Дети воспринимают пространство особым образом. Во-первых, не зная взаимосвязи между землей и объектами, малыши часто рисуют предметы и людей плавающими в пространстве. В это время земля изображается только в виде тонкой коричневой/черной линии или листиков травы, но позже покрывается почвой и густой травой. Небо часто начинается с синей линии и также медленно расширяется. Если детям разрешать рисовать интуитивно, происходит потрясающий процесс: две линии – одна на небе и другая на земле – постепенно расширяются и двигаются навстречу друг другу, медленно заполняя пустое пространство. Через несколько месяцев спонтанного процесса пространство, наконец, будет полностью освоено.

Такой завершающий момент – когда краска покрывает все пространство листа – потрясающий и особенный! Наблюдать это уникальное зрелище всегда очень трогательно, потому что внутри себя дети в такой момент приходят к совершенно новой точке отсчета, откуда нет возврата. Для детей это время посвящения, драгоценная стадия внутреннего завоевания пространства. Это событие не может произойти, если учить их перспективе и если они будут изображать пространство на своих рисунках с помощью правил и техники рисования. Дети никогда не регрессируют в своей эволюции. Они продолжают двигаться вперед. Им нужно только позволить это.

Часто бывает так, что обучение технике рисования, навыкам трехмерного изображения и т. п., кроме всего прочего, может перегружать и утомлять детей. В итоге ребенок может прекрасно нарисовать стул, соблюсти все формы и пропорции, но… стул – это же совсем не то, что он хотел рисовать. Ребенка просто заставили и, тем самым, отбили у него всякую охоту продолжать заниматься рисованием. Ведь если не затрагивать творческие струны детей, как мы можем требовать от них любить этот процесс? Изучение техники часто отталкивает ребенка и заставляет его думать, что творчество – это неблагодарный труд.

Чувство перспективы ребенок приобретает спонтанно; дети, предоставленные собственному творчеству, приходят к ней постепенно, со временем. Рисование в перспективе станет частью естественного инстинкта, а не умственной категорией; и в результате картины будут дышать жизнью, а не напряжением того, кто пытается рисовать грамотно. Попытки рисовать правильно нередко заканчиваются картинами, которые выглядят как научное исследование.

Эволюция детских рисунков просто невероятна. Возьмем, например, стол. Когда маленькие дети рисуют стол, они сначала рисуют его ножки висящими в воздухе. Затем в течение от нескольких месяцев до нескольких лет ножки столов медленно опускаются, пока в один прекрасный день не станут твердо на землю. Это также доказывает, почему детям не нужна техника, если им позволить рисовать то, что они чувствуют.

Если дети хотят ощутить магию творчества, им необходимо познавать свой собственный мир и творить интуитивно, согласно природному восприятию. Когда мы заставляем их рисовать с «правильными» пропорциями и перспективой, они лишаются огромных возможностей. Они подавляют свою интуицию и вырастают без творчества.

Не волнуйтесь об изображениях на рисунках детей. Творческий процесс – это процесс исследования, и он остается с детьми навсегда. У этого процесса есть внутренний интеллект, который ведет малышей и руководит ими в течение всего времени, пока они растут, развиваются и взрослеют.

.