Детям нужно перестать беспокоиться о всевозможных творческих правилах и стереотипах, так как давление определенных требований к правильности изображения в какой-то момент способно одержать верх над детьми и помешать их творческому развитию.
Родителям важно помочь малышам искать и обрести свой собственный и неповторимый путь, прислушиваясь к внутренним ощущениям. Когда детям не указывают на то, как сделать что-либо, и не просят следовать готовым шаблонам, они находят вдохновение спонтанно и учатся прислушиваться к своей интуиции. Нет необходимости в подражании или следовании заданным путем. Каждое творение рождается из потребностей детей и является уникальным в своем выражении. Творчество нужно воспринимать как игру в чистом виде, поскольку только в таких условиях могут проснуться и расцвести радость и желание творить.
Если ребенок беспокоится по поводу того, что не знает, как ему нарисовать определенный предмет или, например, человека, поддержите его. Скажите, что это не повод грустить и отчаиваться, а наоборот, это прекрасная возможность творить так, как он сам пожелает и в соответствии с тем, что чувствует в данный момент. Пусть ребенок придает предметам любой размер, форму или цвет. Пусть рисует, изобретает и получает удовольствие, а не копирует предметы. Расскажите ему о том, что вы сами любите время от времени рисовать людей с разной длиной рук и разной формой головы, даже квадратной. Это должно рассмешить ребенка и немного раскрепостить его.
Все, что от вас требуется, это сделать так, чтобы ребенок воспринимал рисование как игру, а не как работу или обязанность. Если он не может, не знает или не хочет отображать реальную форму предметов, не заставляйте его делать это. Он хочет рисовать здания? Пусть проявит себя как уникальный, единственный в своем роде архитектор живописных строений. Между прочим, в наши дни архитекторы проектируют здания самых различных форм и размеров, порой очень причудливых и странных. Не говоря уже о всемирно известном Антонио Гауди, который в своих творениях вышел далеко за рамки привычных стилей и архитектурных традиций. Пусть же ребенок следует своей фантазии и творит так, как хочет.
Он может сконструировать самое удивительное и невероятное сооружение в стиле модерн с зелеными колоннами, станцией солнечных батарей и площадкой для приземления пришельцев на крыше. В какой-то момент ребенок почувствует, что оказался в собственном мире, где ему абсолютно не нужна помощь в рисовании, и он больше не боится упустить какую-то важную деталь. В конечном итоге, он несказанно обрадуется, что не стал рисовать здание по шаблону, которое не имеет ничего общего с его воплотившейся мечтой.
Крайне необходимо убеждать детей не бояться самостоятельно исследовать этот мир посредством творчества. Ведь, к сожалению, мы часто делаем их зависимыми от продемонстрированных нами примеров и детальных инструкций. В некоторых видах деятельности, таких как математика или другие точные науки, это необходимый шаг, но очень важно предложить детям по крайней мере один вид деятельности, в которой они смогут постоять за себя и найти свой неповторимый путь, смело изобретать, самовыражаться и свободно творить все, что только пожелают. Если мы не предоставим им такую возможность, дети будут бояться экспериментировать и откажутся от этого, а их вдохновение и творческий порыв попросту исчезнут. Единственное, что им останется, – это копировать, повторять или следовать инструкциям, но они уже никогда не смогут доверять тем огромным возможностям, которые раскрывает перед ними творчество.