Учиться читать для маленьких детей может оказаться весьма сложной задачей. В самом деле, если подумать, просто поразительно, что они способны научиться читать за такой короткий промежуток времени. Тем не менее, прежде чем дети научатся читать печатные буквы, они должны обрести адекватное концептуальное понимание того, как произносятся звуки в словах. И тут в игру вступает фонематическое восприятие.
Что такое фонематическое восприятие?
Если в двух словах, то фонематическое восприятие – это способность ребенка распознавать, обдумывать и обрабатывать звуки устной речи (способность воспринимать звуковой состав слова). Это не то же самое, что фонетический метод обучения чтению. Фонематическое восприятие – это, на самом деле, один из важнейших навыков, предшествующих умению прочитывать написанные буквы. Вот почему при обучении фонематическому восприятию не используются печатные буквы. Если вы начали работать с буквами или печатными словами, это значит, что вы пропустили этот этап обучения и перешли к фонетическому методу обучения чтению. Это важный момент, так как мы должны убедиться, что у детей присутствует твердое понимание звуков речи, прежде чем приступим к фонетическому обучению.
В настоящее время мы сталкиваемся с дополнительными трудностями. В современных младших классах учителя испытывают все большее давление, чтобы побыстрее научить своих учеников хорошо читать. При этом упускается из виду процесс развития ребенка и пропускаются целые этапы обучения, пропускать которые нельзя. Дети не могут добиться существенного улучшения навыков чтения, если не научатся понимать звуки в словах, т. е. не овладеют навыкам фонематического восприятия. Причем процесс обучения данным навыкам не занимает много времени. Достаточно посвятить ему всего пять-десять минут в день.
В данной статье представлены пять быстрых, легких и веселых занятий для развития фонематического восприятия, которые идеально подходят для любого класса начальной школы в начале учебного года и, конечно же, для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемые в этой статье упражнения действительно забавны и способны помочь детям выучить наш удивительный язык! Для этих занятий требуется лишь небольшая подготовка либо не требуется вовсе – их можно выполнять на лету! Хотя эти упражнения не охватывают весь спектр навыков фонематического восприятия, необходимых для того, чтобы сделать из детей отличных читателей, они прекрасно подходят для начала учебного года!
Аудирование
Способность внимательно слушать – это ключевая составляющая фонематического восприятия. Это часть обучения, которую пропускают чаще всего, потому что воспитатели и учителя предполагают, что маленькие дети умеют слушать. А они не умеют! Кроме того, если дети вас не слушают, это не значит, что они игнорируют вас. Они просто не понимают, что значит внимательно слушать. Детей нужно учить этому навыку.
Игры в аудирование. Одним из первых занятий для развития фонематического восприятия должно стать привлечение внимания к шумам. Пусть дети лягут на пол и лежат спокойно. Не нужно, чтобы они спали, но это прекрасная возможность дать им расслабиться, что очень важно для маленьких детей. Пока они спокойно лежат на полу в течение пяти-десяти минут, попросите их прислушиваться к звукам. При этом все сохраняют тишину и спокойствие. Дети превращаются в «акустиков». Они не используют глаза – только уши. В любом помещении всегда присутствуют звуки и разные шумы, которые можно услышать. Например, звук работы компьютера, вентилятора, кондиционера, закрывающиеся двери, разговоры в соседней комнате или за окном, урчание желудков. Возможности безграничны! Вы должны поговорить с детьми о тех звуках, которые они слышат. Заинтересуйте их этим занятием с помощью энтузиазма и гиперболизации. Ключевая фраза взрослого в этом упражнении: «Кто из вас может определить звук ушами?».
«Бе-бе, ну ты где?». Это упражнение нравится и взрослым, и детям. Дети вообще думают, что играют в веселую игру.
Как играть: дети садятся в круг. Один ребенок ложится в середину круга и закрывает глаза. Взрослый выбирает другого ребенка, который должен уйти в любую другую часть комнаты, притвориться овечкой и издавать звуки «Бе-бе». Ребенок в середине круга – с закрытыми глазами – указывает в направлении звука блеяния. Это великолепная игра, потому что она заставляет детей внимательно прислушиваться к звукам и определять, откуда они исходят. Она также готовит слуховой аппарат детей более внимательно прислушиваться к звукам в словах. Если ребенок в середине круга правильно идентифицирует звук и его направление, настает его очередь имитировать звук другого животного.
Рифмование
Рифмование – это замечательное упражнение на развитие фонематического восприятия! Большинство детей легко ухватывают понятие рифмы. Однако некоторым нужна дополнительная помощь. Игра с рифмованием слов помогает детям заметить, что звуки нашего языка несут определенный смысл и следуют определенным закономерностям. Это исключительно слуховой навык, который нужным образом предшествует пониманию напечатанных звуковых образов.
Лучший способ знакомства учеников с рифмами – это чтение множества веселых книг, стихов и песен. Веселитесь и получайте удовольствие! Чем больше удовольствия дети получат от рифмования, тем лучше они научатся замечать рифмы. Придумывайте глупые, смешные и даже нелепые рифмы, которые так нравятся детям.
Моя коробка. Эту игру нужно проводить, когда у детей уже есть определенное понимание концепции рифмы. Это означает, что вы уже прочитали много книг, стихов, спели песен и поиграли в рифмование слов.
Как играть: возьмите небольшую коробку и поместите в нее несколько картинок со знакомыми словами, которые рифмуются одно с другим (например, машина-вершина, груша-суша). Используйте достаточное количество фотографий, чтобы их хватило всем детям. Сядьте с ними в круг. Выберите ребенка, который умеет хорошо рифмовать слова. Возьмите коробку и выберите картинку. Расскажите, что изображено на картинке, например, «В моей коробке есть машина». Попросите ребенка придумать рифму к этому слову (исходя из имеющихся картинок). Ребенок может сказать: «В моей коробке есть вершина» (или какое-либо другое рифмующееся слово). После того как ребенок произнесет рифму, передайте ему коробку. Теперь он должен выбрать картинку и продолжить игру.
Слоги
Умение различать слоги в словах – важный навык, который дает детям понимание того, как можно делить слова на более мелкие части в соответствии с их звуками. Наша конечная цель состоит в том, чтобы развивать понимание отдельных фонем (гласных или согласных), но дети должны сначала узнать о концепции «частей слов». Маленьким детям легче начинать с больших частей слов, а затем переходить к меньшим, отдельным единичным звукам или фонемам. Мы строим мост от умения слушать слова к умению слышать фонемы.
Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки. Это очень забавная игра. Сначала вы должны научить детей четко хлопать в ладоши в ответ на каждый слог их имен. Когда они научатся, вы можете начать использовать другие слова с большим количеством слогов.
Как играть: сядьте с детьми в круг. Возьмите небольшую мягкую игрушку, которую детям нравится держать в руках. Вы можете также использовать картинку. Взрослый начинает рассказывать скороговорку, ходит по кругу и выбирает одного ребенка:
- Взрослый: «Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки. Как тебя зовут?».
- Ребенок отвечает: «Евгения».
- Взрослый: «Давайте скажем вместе». Дети произносят это имя вслух, хлопая один раз на каждый слог.
- Взрослый: «Давайте прошепчем». Дети шепчут ее имя, тихо хлопая один раз на каждый слог.
- Взрослый и дети: «Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки. Спасибо за твое имя!».
Повторите игру с другим ребенком и его именем. Когда дети освоятся с игрой, они могут брать на себя роль ведущего взрослого.
У дедушки Егора. Вот еще одна великолепная игра, которую вы можете использовать, чтобы дать детям возможность практиковаться в прослушивании слогов и сложении их в слова. Для этой игры используется песня «У дедушки Егора». Перед тем как начать играть в игру, познакомьте учеников с этой песней.
Как играть: взрослый начинает, представляя детям новую игру – видоизмененную игру «У дедушки Егора». Взрослый начинает петь: «У дедушки Егора в сарае есть /мед/ /ведь/». Конечно, дети думают, что медведь в сарае – это очень весело, но обратите внимание, что на самом деле они сделали: без всяких подсказок они мысленно соединили слоги /мед/ и /ведь/, чтобы понять, о каком животном идет речь в песне! Великолепно! После этого взрослый показывает детям картинку с медведем, и они радуются тому, что сумели угадать животное. Детям очень нравится эта веселое занятие, и они действительно считают его игрой!
Родителям важно помнить, что обучение фонематическому восприятию может стать веселым времяпровождением. Оно не должно растягиваться на длинные занятия. Все, что вам нужно, это ежедневно выделять по пять-десять минут времени. Упражнения на развитие фонематического восприятия также хорошо использовать в перерывах между другими (не обучающими) занятиями. За десять минут до обеда или в перерыве после него практикуйте и подкрепляйте детские навыки аудирования и устной речи. Результат превзойдет ваши ожидания! Если вы будете уделять фонематическому восприятию то внимание, которого оно заслуживает, вашим детям будет гораздо легче научиться читать. Они будут веселы и будут развиваться быстрее.