В детском саду четырехлетняя Лиза, преисполнившись решимости, берет коробку с карандашами и бумагу. Выбрав красный, она с силой рисует жирные линии, глубоко вдавливая карандаш в лист бумаги.
Так маленький ребенок выражает свои чувства, связанные с пережитой недавно автомобильной аварией, в результате которой она и ее мама получили травмы. В тот день их обоих доставила в больницу скорая помощь. И хоть с момента аварии прошло уже несколько недель, но всякий раз, когда девочка слышит вой сирен или визг шин, она начинает паниковать.
После увиденного в новостях взрыва и убегающих военных шестилетний Денис рисует людей непременно в двух вариантах. На вопрос учительницы, что изображено на рисунке, он отвечает: «Я рисую хорошего и плохого человека»…
В ходе переживаний личной травмы или национального кризиса очень важно, чтобы родители и учителя давали детям возможность выразить себя, свои чувства и предоставляли соответствующие инструменты для этого. Дети, так же как и взрослые, чувствуют потребность поговорить о своих страхах и опасениях. Они обращаются к нам в надеже иметь определенную стабильность в этом нестабильном мире. И чувствуют заботу о себе только тогда, когда для них продолжается нормальная жизнь, когда их внимательно выслушивают и когда опытным путем они узнают, что их вопросы не менее важны, чем ответы.
В случае кризисной ситуации будьте бдительны и не пропустите в поведении детей следующие признаки переживаний:
- выражение широкого спектра эмоций;
- соматические (телесные) болезни – особенно боли в желудке;
- проблемы со сном (частые пробуждения, кошмарные сны);
- тревожность при расставании с родителями;
- повышенную привязанность ко взрослым;
- раздражительность или проявление гнева.
Использование искусства как средства терапии
Независимо от того, являются ли дети жертвами жестокого обращения, боятся ли темноты, стали ли свидетелями преступления или переживают психологическую травму после просмотра телепередач, как правило, им невероятно тяжело справиться с травмирующими событиями, они просто объективно не в состоянии это сделать. Маленькие дети еще не могут выразить или обсудить в полной мере свои мысли и чувства, так как их словарный запас пока невелик и языковые навыки развиты недостаточно.
Один из способов, с помощью которого родители могут содействовать детям рассказать о том, что они видели, слышали или пережили, – это предоставить им средства для художественного выражения и изложения произошедшего. Рисуя, дети могут общаться и без помощи слов. Арт-терапевты предлагают следующие инструкции, объясняющие, почему изобразительное искусство так важно для детей, особенно когда они пережили травмирующие события:
- Дети обрабатывают то, что изучают, посредством игры.
- Рисование помогает контролировать ситуацию. Как только ребенок изобразил идею или мысль на бумаге, она становится конкретной (ясной). Дети могут делать со своим рисунком все, что захотят, – повесить на стене, растоптать или порвать, облегчая свою боль.
- Если ребенок обеспокоен или встревожен ситуацией, предложите ему нарисовать «безопасное» место.
- Если рисунок будет страшным, ребенок может разорвать его и использовать клочки, чтобы дорисовать на них что-нибудь красивое или сделать их составной частью чего-то красивого.
- Поощряйте детей использовать мелки, карандаши и бумагу. Глина и краски при этом могут вызвать у ребенка всплеск такого большого количества эмоций, с которым он не способен будет справиться.
Интерпретация рисунка
Как только дети художественно изложат свои мысли на бумаге, родители могут приступать к их интерпретации в контексте того, что уже было сказано. Если дети пережили травмирующие события, следующие «знаки» наглядно подтвердят это.
- Маленькие дети могут нарисовать самих себя очень малых размеров, а других людей – очень большими. Специалисты в области арт-терапии считают, что таким образом дети изображают свое чувство минимального контроля над ситуацией или его полное отсутствие.
- Если у ребенка есть фобия (боязнь) животных, то на рисунке, например, собака или кошка будут гораздо большего размера и, возможно, будут нависать над ребенком. Интерпретируя изображение, можно понять, что ребенок чувствует себя не в состоянии контролировать это животное и управлять им.
- Если какой-то взрослый человек обращался с ребенком жестоко, образ обидчика будет выглядеть большим и пугающим.