Не секрет, что наказание не учит детей отличать хорошие поступки от плохих, оно лишь учит их не попадаться, совершая что-то нехорошее. Поэтому в данной статье мы поговорим о том, как научить детей самостоятельно отличать хорошее от плохого.
Маленькие дети всегда хотят получать то, чего они хотят. Им нравится быть самостоятельными. Но в то же время они зависят от нас, родителей, нуждаясь в нашей заботе. Они верят в то, что мы интересуемся тем же, чем интересуются они. Они могут не всегда делать то, что им говорят, но при этом они всегда будут делать то, что делаем мы. Большинство моделей поведения дети перенимают у нас.
Поэтому, независимо от того, чему вы осознанно учите своего ребенка, он будет учиться тому, что видит:
- когда мы охотно помогаем ребенку вытереть пролитое молоко, он усваивает, что ничего страшного не случилось, и нет необходимости плакать или искать виноватых, а можно просто решить проблему;
- когда мы говорим ребенку «нет», но при этом относимся к его требованию с пониманием, он усваивает, что не всегда будет получать то, что хочет, но у него будет нечто лучшее – мама или папа, которые всегда поймут;
- когда мы готовы выслушать ребенка, он усваивает, что жизнь может быть трудной, но он всегда может справиться и найти выход из ситуации;
- когда мы восхищаемся ребенком, он усваивает, что имеет ценность;
- когда мы прощаем ребенку его ошибки, он усваивает, что никто не идеален, достаточно просто быть собой;
- когда мы просим прощения и исправляем ошибки, ребенок учится исправлять свои;
- когда мы пытаемся понять точку зрения ребенка, он пытается понять нашу и старается нас не разочаровать;
- когда мы сочувствуем ребенку, он усваивает, что в эмоциях нет ничего страшного, и с ними можно справляться;
- когда мы делимся с ребенком своим огорчением по поводу того, что он не покормил собаку и теперь она голодна, ребенок больше не хочет причинять страдания беззащитному животному;
- когда мы напоминаем ребенку о том, чтобы он накормил собаку, он учится быть организованным.
И наоборот,
- когда мы наказываем ребенка за то, что он забыл покормить собаку, ребенок злится на нее и у него пропадает желание ухаживать за собакой;
- когда мы кричим на ребенка, он усваивает, что выплескивать свое раздражение на окружающих – это нормально, и учится кричать на нас;
- когда мы наказываем ребенка, он усваивает, что именно так нужно решать проблемы, — сильным позволено унижать слабых;
- когда мы ругаем водителя на дороге, ребенок учится быть грубым, не говоря уже о ругательствах;
- когда мы лжем кому-то по телефону в присутствии ребенка, он усваивает, что быть нечестным – это нормально;
- когда мы лжем о возрасте ребенка, чтобы его бесплатно пустили в парк аттракционов, он усваивает, что хитрить – это нормально;
- когда мы превышаем скорость во время езды, ребенок усваивает, что закон нарушать можно, если никто этого не видит;
- когда мы обещаем ребенку поиграть с ним, а затем меняем свое решение, ребенок усваивает, что обещания можно нарушать;
- когда мы игнорируем чувства ребенка, которые стали причиной его плохого поведения, он усваивает, что ему никто не может помочь справиться с сильными пугающими чувствами, которые вырываются наружу и заставляют его совершать плохие поступки;
- когда мы шлепаем ребенка, он усваивает, что старшим позволено бить младших;
- когда мы наказываем ребенка, он усваивает, что он плохой – из-за того, что поступил плохо; из-за того, что испытывает плохие чувства; из-за того, что довел нас до того, что мы его наказали. И в следующий раз ребенок не сможет ничего поделать с собой и опять поступит плохо.
Наказание не может научить детей отличать хорошее от плохого так же, как и не может научить их отличать красное от синего. Дети учатся, когда мы показываем им красный (или синий) цвет или когда демонстрируем им доброту, ответственность, отзывчивость, честность, сочувствие и многое другое, чему мы хотим их научить, в действии, каждый день.
Когда дети близки со своими родителями, они хотят быть похожими на них. Идти против родителей означает идти против самых важных людей в своей жизни. Поэтому близость составляет 90 % родительских отношений. Пока ребенок чувствует близость, он открыт.
Конечно, префронтальная кора головного мозга, отвечающая за сильные эмоции и поведение, формируется до 25-ти лет, и поэтому ваш ребенок не всегда будет делать правильный выбор. Но если вы воспитываете его с любовью, он, по крайней мере, будет ХОТЕТЬ сделать правильный выбор.
Нужно ли вам быть идеальным? Конечно, нет. Но не стоит ожидать того же и от ребенка.
Прощать себе совершенные ошибки и исправлять их – такая модель поведения научит ребенка улаживать мелкие ссоры, которые неизбежно случаются между людьми, даже если они любят друг друга. Это один из способов сохранять связь с ребенком и учить его «правильно» себя вести.
Но что, если ребенок умеет отличать хорошее от плохого, но при этом сознательно поступает плохо? Об этом – в следующих наших публикациях. А пока что просто обнимите своего ребенка.