Родители могут искренне не понимать, что когда они делают для детей слишком много (как правило, во имя добра и любви), это сильно демотивирует их и расхолаживает. Ребенок может прийти к убеждению «Я не могу», когда взрослые будут усердно делать за него то, с чем он вполне мог бы справиться сам. Другое возможное убеждение: «Взрослые любят меня только тогда, когда что-то делают для меня». Объединяет эти заблуждения то, что оба они продиктованы так называемой выученной беспомощностью (также приобретенной или зау́ченной беспомощностью).
Не следует забывать о том, что самооценка вырастает из имеющихся у человека навыков и что чрезмерная опека, демонстрирующая ребенку его беспомощность, расхолаживает его. Прекратите делать вместо ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно, и позвольте ему практиковать то, что он может делать пусть и несовершенно, но без чрезмерной опеки.
- Когда ребенок говорит: «Я не могу», проявите терпение и скажите: «Уверен(а), ты можешь постараться и справиться с этой задачей».
- Чтобы побудить к действию ребенка, который считает, что он чего-то не может, от вас потребуются большое терпение, деликатная настойчивость и несомненная вера в возможность достижения им поставленной цели.
Чтобы наглядно продемонстрировать, как действует этот подход, приведем две реальные истории успехов мамы, которая охотно поделилась ими. Истории написаны от первого лица.
Первая история успеха
Мы систематически, хотя и не слишком последовательно, пытались приучить нашего сына самостоятельно надевать свои ботинки перед тем, как вместе выйти из дома.
Сегодня, когда подошло время выходить, я попросила его выйти в коридор, взять свою обувь и попытаться надеть, пока я буду собираться в гостиной. Я предупредила его, что если ему потребуется моя помощь, я подойду и помогу.
Когда я вошла в коридор, он все еще не мог справиться с первым ботинком. Обычно именно такое положение дел я расцениваю как сигнал о том, чтобы вмешаться и сделать все за него. И действительно он попросил меня: «Мама, одень мне ботинок, пожалуйста».
Но, вместо того чтобы приняться за дело, я осознала, что тем самым буду снова потакать его выученной беспомощности, и предложила показать ему шаг за шагом, как правильно надеть первый ботинок, а затем проделать то же самое со вторым, чтобы он мог дальше сделать это самостоятельно.
Я так и сделала. Когда настала его очередь, он изо всех сил отлынивал от усилий, но, вместо того чтобы потакать его слабости, я ободрила его и напомнила о необходимых шагах, из которых состоит надевание ботинка, и, в конце концов, он сам надел его!
Когда он закончил, в его работе было несколько недостатков, которые мы вместе устранили (слишком свободно завязанные шнурки и т. д.), но даже это было огромным успехом для меня, так как данная ситуация не зафиксировала нежелательный момент, в котором ребенок утвердился бы в эффективности своей выученной беспомощности.
Это было действительно большим прогрессом для меня, так как мы вместе преодолели его выученную беспомощность, которую он принял на вооружение не без нашего попустительства, конечно. Я очень рада, что мы с этим справились!
Вторая история успеха
Мой сын знает, что, когда мы приходим домой, в его обязанности входит снять с себя обувь и спрятать ее в шкаф. В этот раз он даже не захотел слушать об этом. Мы оба были на грани истерики – ребенок улегся на пол в коридоре и много раз повторял «Нет! Не хочу! Не буду!», не желая ничего слушать.
Тогда я улеглась на пол рядом с ним и попросила его обнять меня, на что он рассержено ответил отказом. Тогда я снова попросила его: «Обними меня, пожалуйста!». Он поднял голову и переспросил: «Обнять?». Когда я попросила его об этом в третий раз, он встал и обнял меня.
Когда мы закончили обниматься, я спросила у него: «Что мы делаем, когда приходим домой?». Он сел прямо и взял свои ботинки. Это было потрясающе!
Если бы я спорила с ним, то наш разговор перешел бы в истерику, но я остановила себя и сказала, что нам нужно обнять друг друга, после чего он как будто даже забыл, по поводу чего только что так сильно протестовал. Это огромный прогресс для нас обоих.