Проводим «мозговой штурм» вместе с детьми – Развитие ребенка

Томас Эдисон однажды сказал: «Чтобы получить великую идею нужно, чтобы идей было много».

Несмотря на то что дети склонны к творчеству и фантазиям, им порой трудно сгенерировать множество идей для решения возникшей проблемы. Зачастую они хватаются за первую мысль, которая приходит им в голову, – мысль, заимствованную ими из сказок или телевидения. Но для креативного подхода к проблеме первая идея, как правило, не подходит, поскольку в большинстве случаев она связана со штампами и стереотипами.

Дети, как и взрослые, нуждаются в помощи, чтобы высвободить свой творческий и мыслительный потенциал и предложить целый ряд идей в ответ на какую-либо проблему. Именно для этих целей и предназначен так называемый «мозговой штурм».

«Мозговой штурм» является творческим процессом. Это самый лучший способ рассмотреть проблему с разных сторон. Участникам он может принести много радости, удовольствия и вдохновения. Вот некоторые советы о том, как проводить «мозговой штурм» с детьми:

  • «Мозговой штурм» с детьми – это командный вид работы. Как родитель вы берете на себя ведущую роль: задаете вопросы, принимаете ответы, поощряете энтузиазм и стимулируете фантазию такими наводящими вопросами, как «А что, если?».
  • Для проведения  «мозгового штурма» желательно иметь больше участников, чем просто вы и ребенок. Постарайтесь привлечь к процессу других детей, а если такой возможности нет, то других членов семьи.
  • Соберитесь вместе с детьми в располагающей обстановке и задайте вопрос, который бы описывал существующую проблему, например: «На следующей неделе у нашей бабушки день рождения. Что мы можем придумать, чтобы сделать его для нее особенным?».
  • Принимайте к рассмотрению все идеи и поощряйте как можно большее количество ответов такими словами, как «Чем больше, тем лучше!», «Хорошая идея!», «А если попробовать по-другому?», «Ничего себе!», «Что еще?». Принимая абсолютно все идеи, вы помогаете раскрываться творчеству.
  • Если кто-то будет развивать свои идеи на основании чужих, это вовсе не должно считаться нечестным. Например, если один ребенок предполагает, что вырежет из цветного картона открытку, а другой захочет нарисовать на ней цветы, то вы можете объединить эти идеи и создать красивую открытку с изображением цветов – прекрасный подарок бабушке.
  • Даже если идея очевидно не будет работать, запишите ее, не отвергая, поскольку она может быть ступенькой (трамплином) к другому, более полезному и зрелому ответу. И все же при работе с детьми можно напомнить им о том, что, осуществляя «мозговой штурм», команда участников преследует конкретную цель, которой следует придерживаться, не особо отвлекаясь на другие темы. При этом вся семья, от 2 до 102 лет, имеет возможность выразить свои творческие идеи и мнения.
  • Визуализируйте идеи. Дети могут лучше сосредоточиться на своих мыслях, если им помогает в этом какое-либо изображение или надпись. Дети могут использовать их в качестве мысленной отправной точки по мере того, как они блуждают умом в поисках новых идей. Это может быть имя персонажа на листе бумаги, или записанные уже высказанные идеи, или набросок обсуждаемого персонажа.
  • Используйте фоновую музыку. Некоторым детям музыка помогает сосредоточиться. (Другим же она может показаться отвлекающей.) Инструментальная музыка способна создать атмосферу, соответствующую обсуждаемой теме без отвлечения внимания.
  • Помогите детям выйти за рамки очевидного и банального. Например, если все придумывают имена для подарочного медвежонка-супергероя, первой реакцией чаще всего будет имя: «Супер-Мишка». Благодарно примите этот ответ и скажите: «Отличная идея! Но как еще вы могли бы назвать нашего героя? Ведь вы можете придумать что-нибудь поинтереснее!».
  • После того как прием идей будет окончен и все они будут записаны на бумаге, переходите к их обсуждению. Начните с самых неподходящих идей и вычеркивайте их одну за другой, уважительно аргументируя такое решение, пока в списке не останутся самые конкурентоспособные. Рассмотрите их с разных сторон, взвесьте и продумайте их применение.
  • Хорошо, чтобы дети увидели, какого прогресса им удалось достичь благодаря проведенному мероприятию.
  • Прежде всего помните, что «мозговой штурм» должен быть веселым. Удивительная энергия, которая высвобождается в группе, помогает детям раскрыться и окрыляет их. «Мозговой штурм» не только для детей, но и для взрослых должен ассоциироваться со взрывом свободы, вдохновения, творчества и энтузиазма.

Что дает «мозговой штурм» детям?

  • Ребенок откроет для себя удовольствие в том, чтобы рассмотреть проблему с разных точек зрения. Практика этого навыка даст ребенку ценный инструмент для решения проблем.
  • Члены вашей семьи станут еще ближе друг к другу в процессе веселого и творческого обмена идеями. Когда ребенок имеет возможность свободно высказывать свои идеи, и при этом его никто не высмеивает, это помогает ему развивать креативность, доверие к окружающим и уверенность в себе.
  • Навыки, которые дает «мозговой штурм», могут быть использованы для решения многих проблем, как академических, так и проблем реальной жизни, с которыми ваш ребенок может столкнуться в настоящем или будущем.
.