Родителей подростков, как правило, интересует вопрос, развивают ли их дети навыки, необходимые для достижения успеха в жизни. Оценить этот процесс довольно непросто, ведь родители наблюдают своих подростков в наиболее регрессивном и инфантильном состоянии – когда они дома со своей семьей!
Новое исследование в области неврологии подтверждает тот факт, что человеческий мозг достигает зрелости в среднем к двадцати годам. В связи с этим возникает вопрос: на что родителям необходимо обращать особое внимание, когда речь идет о приобретении подростками важных жизненных навыков, и какие критерии при этом использовать?
Если ответить коротко – на «движение вперед». Родители должны видеть прогресс в развитии у подростков десяти самых важных жизненных навыков и знать о том, как им способствовать этому процессу. Важно также быть объективными и учитывать особенности темперамента, стиля обучения и жизненных обстоятельств своих детей.
Далее представлен перечень десяти ценных навыков и их характерные особенности.
1. Мотивация на достижение личных целей: инициатива, заинтересованность, готовность пробовать новое, настойчивость, усердие, целеустремленность и напористость, драйв в следовании интересам и личном развитии. Нюансы: подросток может проявлять рвение в развитии навыков ди-джея, а не при изучении физики или химии.
2. Навыки, связанные с исполнительными функциями мозга: планирование; организация; выполнение и завершение определенной работы; принятие обоснованных, взвешенных решений; рассудительность; концентрация и самоконтроль. Нюансы: в раннем подростковом возрасте половина нейронных связей в префронтальной коре мозга находятся еще в незрелом состоянии, на стадии формирования, поэтому для подростков характерна легкомысленная непоследовательность.
3. Навыки самостоятельности и уверенности в своих силах: управление финансами, умение готовить пищу, стирать; ориентироваться в использовании общественного транспорта и опыт работы (включая заполнение анкет, прохождение собеседований, умение добросовестно трудиться, умение принимать критику и следовать инструкциям). Нюансы: дети могут отчаянно сопротивляться, но родители в любом случае должны настаивать на обучении подростков описанным навыкам.
4. Академические навыки: базовые навыки для достижения соответствующих возрасту образовательных целей; интеллектуальная любознательность; привычка учиться; умение ценить значение обучения. Нюансы: в средних классах школы в период полового созревания успеваемость детей может несколько снижаться, но образование является настолько высоким приоритетом, что родители должны идти на все, чтобы «связывать» подростков со школой, заинтересовывать их выполнять домашние задания, общаться с учителями и настаивать на работе над собой.
5. Физическая активность и здоровые привычки: умение ценить и самостоятельно заниматься физическими упражнениями, спать, есть, следить за своим здоровьем, а также ограничивать собственные риски и воздействие средств массовой информации, отказываться от употребления спиртных напитков и наркотических веществ. Нюансы: родители не могут всецело контролировать ребенка, но они могут управлять его ресурсами и предоставлять необходимые возможности, то есть обеспечивать ребенку здоровое питание, выключать телевизор, настаивать на регулярном посещении спортивной секции и рассказывать о последствиях употребления алкоголя и наркотиков.
6. Эмоциональная грамотность, рассудительность и самоорганизация: умение признавать и выражать собственные чувства допустимым способом; умение испытывать сочувствие к другим людям; способность контролировать побуждения и справляться с отрицательными эмоциями. Нюансы: из-за постоянной смены настроения, вызываемой гормональными изменениями и по причине еще неразвитого центра «контроля над побуждениями», расположенного в головном мозге, подростки часто испытывают тревогу и волнение. Поэтому родители должны сосредоточиться на том, чтобы всегда быть готовыми прийти на помощь дельным советом и показать пример эффективного владения навыками самоконтроля и саморегуляции.
7. Социальные навыки: способность оценивать межличностные ситуации и трения, сотрудничать с другими людьми; навыки общения; навыки разрешения конфликтов; умение видеть перспективу и навыки точной оценки своей роли в группе. Нюансы: так как подростки отдаляются от своих родителей и постоянно ссорятся с братьями и сестрами, мотивированная практика данных навыков происходит у них в другом социальном окружении (например, в школе, кафе, на внешкольных занятиях и с друзьями).
8. Навыки взаимоотношений и ценностей: способность поддерживать отношения длительный промежуток времени; умение развивать дружеские отношения; общительность; умение гармонично сочетать собственные потребности и потребности любимого человека в романтических отношениях; навыки близких отношений. Нюансы: темперамент играет огромную роль в определении потребности человека в социальном взаимодействии, но родители могут поощрять, демонстрировать на примере и предоставлять своим подросткам систему взаимоотношений, включая их взаимоотношения с мудрыми взрослыми, чтобы способствовать развитию их социальных навыков.
9. Нравственное поведение, целостность и характер: умение постоять за правое дело; добросовестность; ответственность за себя и нуждающихся. Нюансы: хотя большинство подростков, стремясь найти себя, рискуют, лгут и нарушают правила, они также демонстрируют замечательную приверженность тому, что, с их точки зрения, является «правильным». К 25-ти годам их ценности меняются, трансформируются, становятся зрелыми и интегрируются в систему, которая, как правило, во многом совпадает с системой ценностей их родителей.
10. Духовность и целеустремленная жизнь: способность принимать превратности судьбы и справляться с ними; эмоциональная устойчивость; стремление к осмысленной жизни; постепенное приобретение умения ценить вдумчивое рассуждение и духовный рост. Нюансы: в воспитании данных навыков у подростков ключевую роль играют терпение родителей и демонстрация ими соответствующих навыков на собственных примерах.
Худшим способом использования родителями данного перечня навыков являются проповеди, лекции и излишнее, утомляющее обсуждение каждого из его пунктов. Это все равно, что кормить подростка одними фруктами и овощами и считать это хорошим рационом питания. Здесь важны деликатность, ненавязчивость, уважение и собственный пример.