Пожалуй, в каждом классе найдется по крайней мере один такой ребенок. Ребенок, которого преследуют сверстники, ребенок, которого они воспринимают как аутсайдера и выбрасывают за пределы группы. При этом следует отметить, что отверженность, возникшая в юном возрасте, опасна своими последствиями в дальнейшем, как в подростковом периоде, так и во взрослой жизни.
Но как это происходит, почему среди множества детей не кто-то другой, а именно этот конкретный ребенок становится изгоем?
Согласно недавнему исследованию (проведенному Кларком МакКоуном, сотрудником чикагского Нейробихевиорального центра), дети, отверженные своими сверстниками, имеют серьезные проблемы с общением. Эти проблемы главным образом состоят в трудностях интерпретации невербальных эмоциональных сигналов, исходящих от других детей их возраста.
На практике это означает, что дети не воспринимают, т. е. не замечают, когда их собеседник нервничает или чем-то взволнован, раздосадован или раздражен, не умеют интерпретировать, к примеру, такой сигнал, как нервное постукивание каблуком ботинка, и не способны замечать эмоциональные потребности других детей.
Основные области, в которых такие дети имеют проблемы, это:
- считывание невербальных сигналов;
- интерпретация их социального значения;
- поиск и нахождение способов смягчения или разрешения конфликта.
Когда ребенок имеет проблемы с социальным взаимодействием, формируется ситуация, являющаяся, по сути, порочным кругом. Ребенка отвергают, потому он что не понимает сигналов, исходящих от сверстников, а становясь изгоем, не может больше практиковать свои социальные навыки, в итоге это приводит к тому, что дети отвергают его снова и снова.
К счастью, достаточно одного или двух друзей, чтобы ребенок мог приобрести новые привычки и навыки распознавания сигналов, исходящих из его окружения. Родители также могут помочь ему в этом, причем значительно.
Как помочь ребенку, которого отвергают сверстники?
Родителям важно обсуждать со своим ребенком то, что происходит в его школьной (или дошкольной) жизни, и смотреть на эти ситуации под углом возможных причин, почему другие дети могут ополчиться против него. Часто, вместо того чтобы помочь, родители пытаются успокоить ребенка, говоря ему что-то вроде: «Другие дети просто глупые и не смогли рассмотреть того, какой ты замечательный». Однако такой метод не поможет вашему ребенку освоить нужные компетентности и завоевать популярность среди сверстников.
Как только вам удастся идентифицировать суть проблемы, необходимо приступить к тому, чтобы обучить ребенка понимать эмоции других детей. Для этого полезно использовать, например, терапевтические сказки, отражающие эмоциональное состояние детей в различных ситуациях; а также ролевые игры с обыгрыванием проблемных случаев.
Всевозможные предложения родителей о способе поведения ребенка, которые могут помочь ему наладить отношения, должны представляться ими как варианты, а не необходимость или тем более требование. Так, вместо: «Ты должна извиниться перед Аней за то, что забрала ее книгу!» лучше сказать: «Ты можешь извиниться перед Аней за то, что сделала. Тогда, конечно, ей станет легче, и она будет этим довольна».
Стоит также подумать над тем, чтобы отправить ребенка в детский лагерь (но после того, когда он приобретет базовые навыки). Там он сможет завязать новые дружеские отношения, не омраченные изгнанием. При этом важно отправить ребенка туда, где он не сможет встретиться с теми детьми, которые знают его и в свое время уже сделали изгоем. Успешный социальный выезд позволит вашему ребенку в среде своих сверстников приобрести столь долгожданную уверенность в себе.