Возраст двух лет – это этап развития малыша, который порой приносит очень много огорчений и хлопот. Большинство матерей отмечают заметные изменения в настроении детей, слишком частое использование ими слова «нет» и неконтролируемые проявления истерики. Как правило, этот этап набирает обороты тогда, когда у малышей начинается внутренняя борьба между стремлением к самостоятельности и желанием получать поддержку и опору у взрослых. Ребенок то цепляется за папу или маму, то бежит в противоположном направлении. Тем не менее существуют способы облегчить прохождение этого возрастного этапа и детям, и родителям. Хорошие навыки воспитания малышей и спокойствие – вот все, что вам нужно, чтобы справиться со сложностями двухлетнего возраста.
Причины проблем в двухлетнем возрасте
Ребенок в два года претерпевает значительные эмоциональные, социальные, интеллектуальные и двигательные изменения. Его словарный запас увеличивается, а вместе с ним растут тревожность и готовность к самостоятельному выполнению заданий. Малыш в этом возрасте обнаруживает, что, оказывается, он должен следовать определенным правилам. Большинство двухлетних детей зачастую еще не умеют двигаться так быстро, как им хотелось бы, и не могут контролировать свои эмоции. Кроме того, они не умеют четко и ясно сообщать о своих потребностях. Как следствие, начинаются проявления плохого поведения и фрустраций, которые часто называют «кризисом двух лет».
Как правильно справляться с поведенческими проблемами
До истерики |
Истерики происходят, когда ваш ребенок чувствует перегруженность, скуку, усталость или голод. Вы можете предсказывать его истерики, обращая пристальное внимание на реакции ребенка на различные ситуации и невербальные подсказки, которые дает вам малыш. Чтобы ребенок оставался спокойным, нужно вовремя дать ему перекусить, уложить в постель или перейти к более спокойным занятиям. |
Во время истерики |
Когда начинается истерика, старайтесь сохранить спокойствие и сделать все возможное, чтобы избегать опрометчивого подкрепления такого поведения. Спрячьте свои эмоции подальше, так как даже легкое выражение вашего огорчения, разочарования или волнения может обострить эмоции ребенка. Не вступайте в конфликт и не смейтесь над ребенком; старайтесь полностью игнорировать его и не поддерживать никакого физического или зрительного контакта, пока спокойствие вашего малыша не восстановится. Ваше поведение поможет не допустить разжигания истерики. |
После истерики |
Когда приступ истерики закончится, продемонстрируйте ребенку свою опеку и поддержку в позитивном ключе. Беседуйте с малышом в расслабленном тоне и учите его тому, что нужно выражать свои эмоции с помощью слов, а не устраивать истерики или целое шоу. |
Истерика в публичном месте |
Когда ребенок плачет дома – это еще терпимо, но никто не ожидает, что у вас будет сохраняться хорошее настроение, когда малыш закатит истерику в общественном месте, создавая беспорядок и заставляя вас чувствовать себя неловко. Когда истерика распаляется на публике, не занимайтесь самобичеванием, считая, что вы плохой родитель. Многие люди, ставшие свидетелями такого поведения, тоже могут оказаться родителями и, поэтому, отнесутся к вашей ситуации с пониманием. Как же преодолеть ее? Возьмите ребенка на руки и отнесите в спокойное, тихое место, например, в туалет или в машину, где вы сможете обнять его и поддержать. |
Дополнительные советы о том, как справиться с трудностями двухлетнего возраста
Крайне важно понимать, что по мере роста ребенок делает последовательные шаги на пути к физической, эмоциональной и личной независимости. Как родитель вы можете облегчить этот процесс и помочь ему стать самодостаточной личностью без ущерба для дисциплины.
1. Сохраняйте твердость и предлагайте альтернативу
Ребенок устраивает истерику, когда не получает желаемого. Лучшее, что вы можете сделать в таких обстоятельствах, – это оставаться на своей позиции и не поддаваться требованиям вашего малыша. Когда ребенок видит, что родители легко поддаются на его истерики, он приобретает привычку получать то, чего хочет, устраивая зрелищные представления. В такой ситуации будьте тверды и игнорируйте малыша; но при этом обеспечьте его безопасность. Как только малыш вернется в свое нормальное, спокойное состояние, укажите ему альтернативные способы «выпустить» свое огорчение, недовольство и несогласие.
2. Избегайте противоборств и предлагайте право выбора
По пути от возраста младенца к детскому возрасту малыш обретает независимость, что приводит к желанию контролировать все по своему желанию и в любой ситуации. В свою очередь, стремление к контролю приводит к противоборству, борьбе за власть между ребенком, который хочет все делать по-своему и быть главным, и родителями, которые по праву считают себя главными и ответственными за все. Градус такого противостояния можно до определенной степени уменьшить, давая малышу возможность и право выбора как можно чаще. Например, перед сном вы можете позволить ребенку выбрать одну из двух пар пижам. Ребенка можно лишить права выбора в отношении того, когда ему следует ложиться спать, но выбор пижамы помогает ему в определенной мере чувствовать контроль над ситуацией.
3. Изучите и используйте методы дисциплины и предоставляйте последствия
Приучая ребенка к дисциплине, постарайтесь, чтобы последствия поведения были напрямую связаны с проступком и наступали непосредственно после него. Например, если ребенок бросает еду на пол, потребуйте, чтобы он убрал за собой, это гораздо более эффективное последствие по сравнению с запретом играть с игрушками когда-то потом. Для того чтобы дети связывали поведение с дисциплиной, вы должны быть очень разборчивыми в последствиях. Некоторым малышам могут лучше подходить такие дисциплинарные меры, как тайм-аут и лишение привилегий, при условии, что они приемлемы в конкретной ситуации.
4. Обеспечьте эмоциональную поддержку ребенка
Когда ваш двухлетний малыш огорчен или испытывает разочарование, окажите ему поддержку и помогите найти выход для негативных эмоций. С этой целью можно побегать с ним наперегонки или просто побродить на свежем воздухе. Если вы обучите ребенка полезным методам управления огорчением и разочарованием (фрустрацией), он станет более мирным и спокойным в будущем. Кроме того, вы можете предложить ребенку свою помощь, если у него не получается сделать что-то самостоятельно (не давая ему почувствовать, что вы помогаете).