Маленькие дети – это творческие и любознательные натуры, однако исследования показывают, что их творческие способности могут уменьшаться уже к пяти годам. Прививая малышам любовь к литературному творчеству, вы поможете им оставаться творческими личностями и развивать страсть к писательству на протяжении всей жизни.
Литературное творчество – это деятельность, которой дети могут заниматься практически везде, ведь развитие навыков писательства предполагает использование опыта, приобретенного в классе, дома и за его пределами. Понятие «великий писатель» включает в себя гораздо больше, чем просто сидение с ручкой над пустым листом бумаги. Дома вы можете подготовить ребенка к литературному творчеству с помощью игры, беседы, чтения, а также исследовательской работы. Делать это нужно следующим образом.
Заставьте бурлить творческое мышление ребенка. Поощряйте ребенка мыслить нестандартно, используя для этого различные творческие игры. Организовывайте театральные постановки, маскарады и создавайте вымышленные ситуации, в которых ребенку нужно будет решать проблемы, делать выбор и экспериментировать. Задавайте ему открытые вопросы, которые будут пробуждать его воображение, и проводите беседы о гипотетических ситуациях: «Как ты представляешь себе идеальный день рождения?», «Что бы ты сделал с миллионом долларов?» и т. п.
Черпайте вдохновение из знакомых источников. Используйте любимые книги ребенка в качестве литературных шаблонов. Не бойтесь одалживать сюжет у уже хорошо знакомой книги с картинками, помогите малышу придумать идеи собственного развития ситуации. Например, если ваш ребенок любит сказку «Колобок», пусть он заполнит пробелы по-своему (Я от_______ушел) и создаст совершенно новый сюжет. Это прекрасный способ вдохновить ребенка переписывать окончания его любимых сказок. Или поставьте малышу задачу рассказать сказку от имени другого персонажа. Например, как выглядит история колобка с точки зрения лисы.
Вы также можете вдохновить ребенка написать историю своей семьи. Соберите фотографии родственников разных поколений и помогите ребенку создать генеалогическое древо или семейную хронику, рассказывая при этом множество различных историй и фактов из их биографий. Вы можете вместе начать писать книгу семейных историй и преданий. Предложите ребенку рядом с приведенными фотографиями или воспоминаниями записать несколько его любимых анекдотов, шуток и других добрых и уместных комментариев.
Пусть ребенок носит с собой блокнот и записывает мысли и интересные события, которые наблюдает в течение дня. Чтобы стать одаренным писателем, очень важно быть активным наблюдателем окружающего мира. Вы даже можете порекомендовать ребенку записывать свои сны в качестве еще одного источника вдохновения.
Проводите совместное обсуждение идей для рассказов. Хотя большинство детей тратят очень мало времени на подготовку к литературному творчеству, исследования показывают, что опытные писатели проводят большую часть своего времени непосредственно над придумыванием и планированием фабулы будущего произведения. Помогая ребенку генерировать идеи, вы тренируете его творческие способности, даже прежде, чем он возьмется за ручку или карандаш.
Пусть ваш ребенок собирает старые фотографии или картинки из журналов и придумывает истории, основанные на этих изображениях, или пусть придумывает рассказы для собственных фотографий или предметов, на которых останавливается его взгляд. Дайте ребенку задание написать рассказ для иллюстрированной книги без текста. Помогите ему интерпретировать изображения своими наводящими вопросами: «Что происходит на картинке? Почему этот персонаж выглядит обеспокоенным?». Вы можете начать писать рассказ, а затем попросить ребенка продолжить его. Когда ребенок описывает то, что по сюжету должно произойти дальше, добавляйте по очереди с ним по одному событию в рассказ. Запишите некоторые варианты сюжетного начала: «Я никогда не ожидал, что в один прекрасный день открою шкаф и обнаружу…», «Вот это денек! Только я собрался…». Также пусть ребенок сам придумает начало истории, которое заставит заискриться его воображение.
Установите особое время и место для литературного творчества ребенка на каждый день. Ведь многие семьи выделяют время для ежедневного семейного чтения, значит, аналогичным образом можно выделить время для письма, даже если это всего лишь десять минут в день. Если ваш ребенок еще не умеет писать, вы можете сами записывать его идеи. Кроме того, попросите ребенка определить для себя особое «писательское место», где он чувствует вдохновение, чтобы думать, размышлять и писать: это могут быть кровать, стол на кухне, любимое кресло или скамейка на улице. Если каждый день ребенок будет понемногу писать, то расширит свои интересы и навыки в этой области гораздо больше и быстрее, чем если будет писать эпизодически.