Популярные мифы о правильном воспитании детей – Развитие ребенка

Существует множество стереотипов по поводу воспитания ребенка. Молодые родители постоянно слышат их от друзей, своих родителей, по телевидению и т. д. Возможно, сто лет назад они и имели что-то общее с реальностью, но сейчас они окончательно устарели. Рассмотрим подробнее некоторые из них, чтобы вы могли отличить факты от вымыслов и не волноваться о ложных постулатах в воспитании и уходе за ребенком.

Миф 1. Если брать ребенка на руки каждый раз, когда он плачет, вы его испортите

Правда. Вы не можете испортить новорожденного. Если ребенок успокаивается, когда вы берете его на руки, – это нужно делать. Более того, малышу необходима уверенность в том, что родители рядом и всегда придут на помощь. Первые полгода жизни основной его задачей является развитие уверенности в том, что окружающий мир позаботится о нем. Если он плачет и никто не берет его на руки, он не доверяет миру. Когда ребенку исполнится 6 месяцев, ему нужно будет усвоить то, что он способен выжить без посторонней помощи – хотя бы несколько минут. Поэтому нужно на некоторое время оставлять его одного. Не беспокойтесь: хотя ребенок может при этом кричать, он знает, что вы рядом.

Миф 2. Употребление сахара приводит к гиперактивности ребенка

Правда. Ваш ребенок может любить сладости и при этом быть непоседливым. И, хотя вы связываете эти факты друг с другом, взаимосвязь между употреблением сахара и активностью детей научно не установлена.

Любой продукт питания, повышающий уровень сахара в крови (например, помидоры или леденцы), приводит к выделению адреналина, который, в свою очередь, вызывает прилив энергии. Клетчатка смягчает этот эффект, и ребенок остается спокойным.

Но большинство сладостей не содержит клетчатки, и поэтому ребенок становится гиперактивным. Как видим, сахар не является этому прямой причиной. Поэтому, если малыш слишком энергичен, включите в его рацион продукты, богатые клетчаткой (например, яблоки), и можете не ограничивать его в употреблении сахара.

Миф 3. Поведение ребенка в двухлетнем возрасте ужасно

Правда. Двухлетний возраст, а точнее, период между 18 и 30 месяцами кажется ужасным только тем, кто к этому не готов. Малыш в этом возрасте упрям, любит спорить, часто впадает в истерики. Естественно, родителям бывает трудно справиться с таким поведением. Но если вы сможете разглядеть позитивные стороны данного возраста и научитесь справляться с поведением ребенка, и вы, и он сможете с пользой пройти этот этап развития.

В данном возрасте ребенок начинает стремиться к самостоятельности и независимости. Если вы хотите, чтобы он осознал свое «я», позвольте ему проявить самостоятельность. Чтобы вы могли справиться с ребенком в этот период, установите ему четкие границы, давайте выбор («Какую пижаму ты сегодня хочешь надеть – красную или синюю?»).

По возможности избегайте ситуаций, когда вам приходится подавлять бунт ребенка. Например, если он не любит ходить с вами в магазин и устраивает из-за этого истерики, запланируйте покупки на день, когда супруг будет дома и сможет присмотреть за ребенком.

Миф 4. Нельзя говорить ребенку: «Я твоя мать, и ты должен делать так, как я тебе говорю!»

Правда. Эта фраза – распространенный способ закончить пререкания ребенка. Но следует аргументировано объяснять малышу, почему он должен поступать определенным образом. Например, если он не хочет ложиться спать, объясните ему, что дети должны спать, чтобы расти.

Малыш продолжает спорить с вами и настаивать на своем? Вы не обязаны больше доказывать свою правоту. В таком случае можно закончить спор фразой: «Потому что я твоя мама». Можете использовать более современный её вариант: «Потому что я – мать, а ты – ребенок, и мы уже всё обсудили по этому вопросу».

Миф 5. Нельзя задабривать малыша

Правда. Задабривание ребенка – почти всегда плохая идея. Но если в 98 % случаев это плохо, то в отдельных ситуациях к этой уловке можно прибегнуть. Например, когда вы хотите, чтобы 5-летняя дочь спокойно сидела во время свадьбы своей сестры, можно пообещать купить ей куклу в конце дня.

Если посмотреть на ситуацию с практической точки зрения, задабривание ребенка стоит нам денег и дает краткосрочный эффект. Более того, вы вряд ли хотите, чтобы малыш вел себя хорошо только в тех случаях, когда ему это выгодно.

Миф 6. Дети, которые раньше других учатся ходить, более развиты умственно, чем их сверстники

Правда. Если ребенок рано научился ходить или говорить – это не дает особого преимущества в старшем возрасте. При этом справедливо обратное утверждение: если у ребенка слишком поздно развиваются данные навыки, в дальнейшем его развитие также может идти медленными темпами. Ученые утверждают, что ходьба и речь – это наиболее заметные, но не единственные показатели развития: нельзя научиться ходить, перед этим не научившись ползать, и нельзя научиться говорить, не развив перед этим речевой аппарат. Оба навыка требуют развития нервной системы и никак не связаны с интеллектом.

Миф 7. Вы можете полагаться на материнский инстинкт

Правда. Не всегда. То, что мы привыкли называть материнским инстинктом, точнее можно назвать беспокойством матери за ребенка. Сколько раз на работе вы беспокоились о том, что с ребенком что-то случилось? Сколько раз вы проверяли, не звонил ли вам супруг, оставшийся дома с ребенком?

Матерям свойственно беспокоиться о своих детях. Но это не значит, что не стоит прислушиваться к своему внутреннему голосу. Каждый из нас в той или иной степени обладает интуицией. И мы не можем к ней прислушаться, испытывая беспокойство или панику. Чтобы услышать свой внутренний голос, нам, прежде всего, следует успокоиться.

Миф 8. Если не наказывать ребенка за плохое поведение каждый раз, он станет неконтролируемым

Правда. Наказывать ребенка за плохое поведение каждый раз просто невозможно. Существует большое количество факторов, провоцирующих плохое поведение, поэтому наказывать его каждый раз было бы нерассудительно. Главное, чтобы ребенок понимал, когда ему стоит остановиться, и адекватно реагировал на ваши замечания.

Не каждое непослушание малыша должно быть наказано. Будьте гибкими в своем поведении. Например, вчера вас раздражало то, что ребенок шумит в доме, и вы сказали ему вести себя тихо. Сегодня вы относитесь к этому спокойно, поэтому можно дать малышу возможность выплеснуть свою энергию. Но если вы запрещаете ему делать что-либо, он должен это понимать и принимать правила.

Миф 9. В трехлетнем возрасте мозг ребенка достаточно развит для жизни

Правда. В течение первых трех лет жизни развиваются такие необходимые для выживания навыки, как зрение и речь. А более сложные навыки (например, умение играть на пианино или знание иностранных языков) в этом возрасте еще не могут быть развиты.

Как утверждают ученые, на протяжении всего детства и даже ранней юности у ребенка формируются и развиваются новые участки мозга. Поэтому юноши, например, могут мыслить абстрактно, а двухлетние дети – нет.

Если вы хотите максимально развить мозг своего ребенка, не используйте для этого электронные устройства, а обратите внимание на то, чем интересуется малыш. Двухлетние дети интересуются всем, что их окружает. Например, во время прогулки вы можете рассказывать ему занимательные факты из области биологии.

Когда ребенок учит цифры, играйте с ним в игры во время похода в супермаркет. Например, попросите его найти цифру 9 на ценниках. Обращайте внимание на интересы ребенка – так вы сможете мотивировать его к дальнейшему развитию.

Миф 10. Окружающий мир опасен, и ребенок постоянно нуждается в защите

Правда. Чрезмерная опека приносит больше вреда, чем пользы. Большинство наших страхов преувеличено. Статистика свидетельствует о том, что похищение детей и разные трагедии происходят довольно редко.

Вред от чрезмерной опеки заключается в том, что ваше беспокойство и страхи передаются детям. И когда они испытывают постоянную тревогу, это мешает им развить свой потенциал. Следует различать беспокойство и меры предосторожности.

Конечно, важно следить за тем, чтобы ребенок надевал шлем, когда катается на велосипеде, или учить его правилам поведения на дороге. Но вместо того, чтобы проявлять чрезмерную опеку, научите малыша заботиться о себе.

.